Mobb Deep - ярчайшие представители стиля Queensbridge или целого стиля East Coast, стартовавшие в 1993 году. Патент на характерные монотонные, обволакивающе-гипнотизирующие новшества в звуке они делят разве что с теми же WU и их гидом RZA, ну и ещё, пожалуй, с земляками из QB. Недаром в их самых взрывных втором и третьем LP участвуют только члены Wu-Tang и хоуми из QB. И только наши герои имели гордое право величать себя Killa Beez, не будучи при этом из Wu-Family. Они же - представители DJ Muggs-овского течения «Soul Assassins», благодаря которому, сойдясь в творческих интересах, они и познакомились с Alchemist-ом. Сегодня он разгружает плотный график Havoc-а как продюсера и является концертным ди-джеем команды с 2001 года.
Дуэт, также известный как The Infamous Mobb Deep, состоит из Havoc (Kejuan Muchita, 21 мая 1974) и Prodigy (Albert Johnson, 2 ноября 1974). Сам Havoc является коренным жителем QB, а вот Prodigy родом из Хемпстеда, что на Лонг-Айленде. Познакомились они в манхэттенской Высшей школе искусств и дизайна, где более талантливый Havoc и надоумил Prodigy всерьёз заняться речитативом, но подойти к этому более глубоко, чтобы выразить всё накипевшее у жителя чёрных, да и не только, кварталов. Это оказалось очень актуальным, поскольку тогда в хип-хопе преобладали проафриканские темы, как у Public Enemy, Brand Nubian, и лёгкое, даже немного джазовое танцевальное настроение, как у А Tribe Саlled Quest и De Lа Soul.
И действительно, выпустив на Island/4th Broadway Records первый альбом «Juvenille Hell», они преподнесли своё необычайно свежее восприятие хардкора, разительно отличаясь от также популярных в то время начинающих Kriss Kross и Shyheim. Естественно, преобладали в нём более быстрые темпы музыки и читки, присущие old school, но тем же самым LP они, наряду с остальными, задают первые направления в new school хип-хопе. Стержневые содержания текстов, манера рифмовки и даже музыкальный настрой, присущие дуэту до сих пор, просматриваются уже в первом LP.
Большинство минусов к нему, заложив неизменную традицию, спродюсировал сам Havoc. Также, что совсем неплохо для начала, альбом был благословлен лёгкой рукой тогда уже именитых DJ Premier, Large Professor, Shabazz. Концертным и скретч-DJ на первых порах был Prince A.D. И хотя широкими массами первый альбом был воспринят не особо горячо, потенциал и умение правдиво отражать в своих темах «жаркий климат», царящий на улицах Нью-Йорка в то время, всё же выводят Mobb Deep в зону всеобщего внимания. В 1994 году был подписан контракт на десять лет с Loud Records, где выходят первые синглы, прославившие дуэт - саундтрек к фильму «Sunset Park» «Back At You» и сингл «Survival Of The Fittest pt.1».
За ними последовал второй LP «The Infamous», ставший в ряд показательных и классических альбомов всего хип-хопа и принесший группе авторитет, который работает на неё и по сей день. Сухая манера читки Havoc’а и приблатнённый акцент с хрипотцой в голосе Prodigy, участие звёзд типа Nas, Q-Tip, Ghostface и Raekwon, вылизанный ритмичный бит с зачастую угрюмыми классическими сэмплами, своей насыщенностью и монотонностью приводящий слушателя к эффекту, подобному наркозу или анабиозу, - вот только примерная формула, выведенная дуэтом.
И по сей день они не утратили своего фирменного звучания, при этом как нельзя лучше приспосабливаясь к новым мейнстримовым течениям в хип-хопе.
Третий LP «Hell On Earth» - самый хардкоровый. Он особо подчеркнул неподражаемый «опиумный» стиль, присущий всей семье Infamous Click. Такие её участники, как Illa Ghe и The Infamous Mobb, здесь являются миру впервые. Кроме того, дуэту аккомпанируют всё те же вечные спутники Nas и Raekwon; поддерживает их даже сам Меthod Man. Несмотря на всю «тяжелость» релиза, альбом оказывается на шестой ступени чарта Billboard, а треки «Hell On Earth» и «G.O.D. pt.3», а также видео к ним добираются до самых вершин и запоминаются как эпохальные гимны ещё самоутверждающегося, молодого, но очень зрелого рэпа.
Как хороший коньяк
С трёхлетней выдержкой после плодотворных концертных туров по множеству штатов и других стран, после выпуска многочисленных синглов и фичерингов, после долгой работы в студии выходит самый раскритикованный и коммерчески успешный на тот момент четвёртый LP «Murda Muzik». Музыка и вправду получается «убийственной»: видимо, сказывается усилившееся пристрастие Havoc к алкоголю и прогрессировавшее с годами заболевание Prodigy - врождённая клеточная анемия, которую лечат методом сильного обезболивания до тех пор, пока приступ не утихает. Все это добавило отчаянные и депрессивные нотки в и без того мрачную музыку и лирику. Весь бит теперь звучит очень качественно, все минуса озвучены в Hi-Fi.
Перерыв перед выпуском LP дал Mobb Deep возможность войти в уже новую эру более популярного рэпа и при этом и здесь выглядеть самыми-самыми. Их поддерживает Kool G Rap, 8-Ball, Lil’ Cease (Junior M.A.F.I.A.) и ещё один большой друг семьи Infamous - Cormega (его дуэт с Рrodigy даже имеет спецназвание «Thuun & Kicko»). Это он скандально beef-ился с Nas после того, как тот «бортанул» его из The Firm (AZ, Nature, Nas, Foxy Brown). Но и сам Nas в этом альбоме, как обычно, принял участие. Да ещё как! Клип к треку «It’s Mine», на который его пригласили, снял сам король рэповых видео - Hype Williams. Вышло очень «фирменно» и красочно. А трек «Quiet Storm», получивший две видео-версии (вторая отснята специально для ремикса с Lil Kim), не покидал вершин хит-парадов более месяца. Позже, в 2000-м выходит и фильм с тем же названием «Murda Muzik». Это фильм с небольшим тиражом и значением местного масштаба, роли в котором сыграли сами участники «Infamous Click».
Prodigy: Высоко лететь - больно падать
В том же 2000 году выходит первый и пока единственный в истории группы сольник Prodigy «H.N.I.C.» («Head Nigga In Charge»), вполне оправдывающий название и превзошедший все ожидания поклонников и критиков. Ведь никто не мог подумать, что Prodigy, казалось бы, зависящий от главного в группе Havoc, сможет сделать нечто подобное. Альбом получил такое мощное продюсирование от целой артели битмейкеров, какого не получал никто со времён «Illmatic» Nas и «Reasonable Doubt» Jay-Z. Сам Havoc, The Alchemist (впервые), а также Rockwilder, Hangmen 3, Mr. Beats, EZ Elpee и Just Blaze одарили МС двадцатью двумя треками, которые переливаются один в другой, создавая композиционное построение, присущее лишь классическим альбомам. Аккомпанируют ему Havoc, Cormega, Noreaga, BG из Cash Money Millionares, старая команда Infamous и новые её участники Bars & Hooks.
В конце 2000 года Prodigy, возвращающегося со съёмок по Staten Island City в Квинсе, под прицелом ствола раззувают на 343 косых баков ювелиркой. Известно это стало благодаря застрахованным изделиям, пропажу которых потерпевший вынужден был обнародовать, так как не хотел платить из кровных. Сами понимаете, в каком свете он предстал перед противниками, только и ждавшими повода позубоскалить, да и в глазах слушателей имидж гангстера пошатнулся. В том же 2000 году был закрыт запущенный Рrodigy двумя годами ранее интернет-магазин и веб-сайт InfamousStores.com. Произошло это по причине неоплаты счетов и не доставленных товаров и вытекающих отсюда исков и жалоб со стороны пострадавших.
На четверочку
Новый альбом 2001 года «Infamy» ознаменовал изменения в стиле, отодвинув прежний минималистский подход на задний план и выходя в более коммерческо-клубное направление благодаря таким нашумевшим трекам, как «Get Away»(c битом от EZ Elpee), «Hey Luv» (при участии известных соул-исполнителей 112), «The Learning (Burn)» (при участии Vita of Murderers), трекам, спродюсированным восходящей звездой Scott Storch, а также минусу от того же Alchemist. Нельзя не отметить участия в работе соуло-блюзового кумира уже не одного поколения Рона Айсли (Ron Isley).
«Infamy» неофициально посвящён баттлу с тем же Jay-Z, в целом подпортившему гангстерскую репутацию Mobb Deep и отрицательно повлиявшему на их продажи (для сравнения - предыдущий альбом стал платиновым, а этот еле достиг статуса золотого). Да и на нервах и внешнем виде ребят этот долгоиграющий beef, по их собственным словам, отразился не меньше их болезней и вредных привычек. Кроме того, это долгожданный последний релиз на Loud Records
Не заставляя себя ждать, уже ощутившие вкус свободы Mobb Deep вместе с независимыми Landspeed Records выдают двойной релиз по цене одного «The Murda Mixtape: Free Agents» (2003), радуя эксклюзивной подборкой неизданных треков, живых фристайлов, ремиксов и кавер-версий, а также просто новыми треками, которых в общей сложности 40. Релиз получился довольно тяжёлый, он вполне может восприниматься как LP и составляет серьёзную конкуренцию последним альбомам.
B том же году был издан DVD «The Infamous Allegiance» (часть 1) при участии семьи Infamous, демонстрирующий документальные подробности из повседневной жизни группы (вплоть до козыряния и угроз страшными пушками и хвастанья запасами анаши невиданных размеров). DVD включил сделанные специально для фильма фристайловые клипы и в завершение фрагмент концерта. Этот DVD, как и микстейп, выходят под эгидой хоуми c ником Littles на его пиратской студии Back On Da Block. Он тоже светится здесь, как и Illa Ghee (с треком «Give A Fuck»), которого так и хочется спросить, почему у него до сих пор нет своего альбома. В общем, это выглядит просто не хуже предыдущего бутлега. Вторая часть «The Infamous Allegiance», посвящённая семилетию сына Shaka, выходит уже в 2004 году, тоже в двойном DVD/CD-варианте.
В 2004 году выпуск 6-го LP «Amerika’z Nightmare» на Jive Records и собственном Infamous Records стал кошмаром для самих артистов, которые возлагали столько надежд на продажи, подтянув для продюсирования именитых Kanye West, Lil’ Jon, тех же Alchemist и Scott Storch и заручившись поддержкой популярных Jadakiss, Twista и Nate Dogg. Альбом был принят основной массой слушателей как самый слабый из всех. Единственное, что осталось от прежних Mobb, это «мрачняк» и, надо отдать должное, речитатив, который очень своеобразно звучит замиксованный в мэйнстримовом стиле.
В конце того же года неразлучные Prodigy и Alchemist запускают на спутниковом радио свою еженедельную программу «Infamous Radio». Мейнстримовый микстейп с Big Mike следует в том же году, тоже очень актуально и новаторски завершая этот плодотворный год.
Не всё золото, что блестит
И наконец в 2005 музыканты получают предложение о сотрудничестве от G-Unit и с радостью соглашаются: такой проект привлекал их возможностью завоевать нового слушателя, при этом не переживая о финансовой стороне вопроса раскрутки и о гонораре, да и продажи сулили неплохой куш. Сам 50 Cent, уже работавший с группой ещё до того, как стать известным, тоже неплохо просчитал всё заранее, зная, что мало востребованные теперь Havoc и Prodigy вряд ли откажут, да и шаткую уличную репутацию Полтинника и Ко такой союз только укрепляет.
В то же время предприимчивый Фифти подтягивает бывших коллег Mobb Deep по Loud Records, M.O.P., также блуждающих в потёмках после не оправдавшего себя союза и ухода с Roc-A-Fella, лейбла Jay-Z (на то время врага и 50 Cent, и Mobb Deep). Правда, в 2006-м Mash Out Posse покинули и G-Unit, ничего там не издав (досадно, ведь они собирались выпустить поистине интригующий совместный альбом с Infamous, что теперь уже маловероятно).
Отменно ремикшированный Dr. Dre «Outta Control» - первый совместный сингл с 50 Cent, саундтрек к фильму «Get Rich Or Die Tryin’», выходит очень вкусным и не покидает танцполы и вершины хит-парадов по всему миру ещё очень долго, так же как и более жёсткий второй нашумевший трек «Have A Party» c тем же Фифти и при поддержке всегда нелишнего Nate Dogg. После следующих синглов «300 Shots» вместе с M.O.P. и G-Unit появляется предварительный промо-микстейп «Best In The Bizness», выпущенный вместе с G-Unit Radio и его ведущим, бутлеговым DJ Whoo Kid при поддержке Shadyville Entertainment. Здесь участвуют 50 Cent, Tony Yayo, Young Buck и Spider Loc, а также новые участники банды Nyce и 40 Glocc. Выходит не хуже других микстейпов, сделанных без G-Unit.
Наконец, в мае 2006 года под всеобщим пристальным вниманием выходит «Blood Money». Участвуют в нём только партнёры по G-Unit и старая добрая Mary J. Blige - пришел ее черед петь с Mobb Deep, как и Nate Dogg. Звук получился очень характерным: стиль наполовину от Mobb Deep, наполовину от G-Unit. Но так, как на первые синглы, не повелись почитатели ни тех, ни других. В итоге к концу 2006 года было продано всего около 400 000 копий LP. Приблизительно та же картина, что и с предыдущими LP. И звучит новый релиз так же, как они - на четвёрочку. Такая уж карма, видать, андерграундная.
Семья, слухи, ссоры…
В 1997-ом Infamous Click и их сообщники из QB Call O’Da Wild раскручиваются в «Soul Assassins Compilation» от DJ Muggs, интерес которого к Квинсу объясняется тем, что он сам родом оттуда. За этим следует совместное с группой ACD и известным битмейкером из Квинса L.E.S. участие в не менее известном сборнике, приуроченном к кампании против СПИДа - «A.I.D.S.: Amerika Is Dying Slowly» (трек «Street Life»). Одноименный саундтрек к фильму «Hoodlum» (при участии самого Rakim) очень выразительно возглавил весь ОST.
Хорошо запомнился трек «Modus Operandi», исполненный под удачно засэмплированную виолончель. Он вошел в саундтрек к фильму режиссёра Скотта Фри «Soul In Da Hole», который рассказывает о ещё одной неотъемлемой составляющей хип-хоп культуры - уличном баскетболе. Саундтрек «Never Going Back» к фильму «Any Given Sunday» c участием LL Cool J, как и все остальные, завоёвывает своего слушателя и утверждает репутацию группы.
Нельзя умолчать о том, что парни участвуют во всех этих и многих других компиляциях наряду
с акулами рэп-индустрии. Не отстают они и по «сайдовой» продукции, и по участию в микстейпах и бутлегах, будучи любимчиками всех микстейп-DJ от местных Doo Wop, DJ Kay Slay, DJ Envy до ди-джеев с других побережий.
Между прочим, Mobb Deep сошлись c G-Unit уже после наезда на них в треке «Piggybank» со второго LP любителя побакланить 50 Cent . Увенчалось примирение нанесением на руки татуировок с логотипами команд-оппонентов и небольшим утешительным призом - парой Porsche, чтобы оба могли добираться на новую работу.
Кстати, положивший начало сотрудничеству и дружбе трек с Alchemist «Keep It Thoro» является ответом Prodigy на выпад в его сторону от Jay-Z, последовавший после выпуска «Murda Muzik». Не заставляя ждать ответа, Jay-Z заявляет о своём, мягко говоря, неуважении в треке «Takeover», исполненном вживую во время концерта 2001 года «Hot ‘97 Summer Jam», а позднее вошедшем в LP «Blueprint». Он называет Prodigy балериной, при этом демонстрируя фотографии 1988 года, на которых Рrodigy запечатлён в трико в маминой школе танцев.
С коллегой по студийной работе Big Noyd они просто неразлучны: он неизменно принимал участие в каждом их альбоме с первого по шестой. На сегодняшний день он даже немного превосходит группу по интенсивности читки рифм и всегда выдерживает стиль группы. Он как бы внештатный участник команды, завуалированный от ярких лучей славы, но вечный спутник на концертах, выступлениях и, по всей видимости, большой их друг, поскольку всё это отражалось на его уже трёх сольных альбомах.
Также два LP выпустили The Infamous Mobb, самые хардкоровые участники семьи. Их трое - Gambino, Ty Nitty и Godfather, Pt. III. Они старше и подтянулись с улиц в рэп ещё в средине 90-х, заметив, что более молодые Mobb Deep переигрывают их в гонорарах.
Большой сосед из Квинса Kool G Rap тоже давний друг «семьи». Его можно уважать за многое, начиная с легендарного совместного сингла «Know Da Game» (1995) при участии М.О.Р. и очень удачного хита гангста-рэпа от Prodigy и Kool G Rap «QBs» (2000), вошедшего в официальный микстейп DJ Funkmaster Flex & Big Kap «The Tunnel», и заканчивая участием отдельно и Нavoc, и Рrodigy в последнем альбоме G «Don Giancana» с хитовыми «How It Feels» и «Where U At», а также некоторыми другими коллаборациями.
Прежняя неразлучность с Nas является целой нишей в творчестве Mobb Deep: они присутствовали практически во всех альбомах друг друга, светились в клипах, иногда просто для поддержки. И даже в более поздних сборниках 2000-2001-x «Q.B. Finest: Nas Presents» и «41st Side: Lake Ent. Presents» они не один трек исполняют вместе. Но и этой дружбе скоро пришло нелогичное завершение beef-ом. Nas решил атаковать Prodigy в своих куплетах в треке «Destroy & Rebuild» с его LP «Stillmatic» (2001), ещё тогда, когда и у него самого, и у Рrodigy были серьёзные трения с Jay-Z. В такой момент его антипатию вызвал дуэт Prodigy с Cormega (даже носивший спецназвание «Thuun & Kicko»). Nas не мог перенести этого, ведь Cormega поливал его грязью всегда и везде после того, как тот бортанул его из The Firm (AZ, Nature, Nas, Foxy Brown). А тут старый кент Рrodigy не поддерживает его, пытаясь остаться со всеми на мази. Так ли это плохо? Тем паче официальных ответов со стороны Prodigy не последовало: тот заявил, что beef с кем-то из игры не пугает его, поскольку они с Нavoc участвовали в этом на протяжении всей карьеры, но всегда не по собственной инициативе.
C бывшими протеже M.D., командой Bars & Hooks, у группы сейчас beef из-за того, что те, дескать, попали на «чёрную» скамью запасных и М.D. никак не хотели пропустить их вперёд для самостоятельных релизов и раскрутки их тогда ещё виртуального лейбла. Но, если смотреть со стороны, кабы не наши герои, возможно, никто бы никогда и не услышал о таких ниггаз как Bars & Hooks. Havoc без злости заявляет, что они хотели того, чего на тот момент группа дать им не могла, и что Bars & Hooks слишком торопили события, не имея терпения. То же самое касается и Littles, публично обвинявшего M.D. с начала 2005 года, но недавно примирившегося с группой для будущего релиза.
Тонкая грань
Если вспомнить всё: позднего 2Рас, раздражённого конкуренцией и прогангстерским творчеством начинающих М.D., вооружённое вторжение Tru Life, обвинявшего их в воровстве куплетов, и избиение подельниками Нavoc-a & Prodigy, давние перепалки с Redman и Keith Murrаy, - мы никогда не видели, чтобы Mobb Deep ввязывались в это слишком глубоко. Они всегда непоколебимо продолжают делать своё дело, обосновывая это тем, что после неприятностей на улицах и даже смертельных случаев с друзьями, после многочисленных арестов такие проблемы для них на самом деле проблемами не являются.
Парни не отрицают, что beef, не переходящий рамок лирических, даже является стимулом к творчеству, обеспечивая артисту необходимый в небольших дозах адреналин. Однако они считают, что многие с годами потеряли фокус, забыв, что все они делают хип-хоп, а не просто постоянно наносят обиды и отвечают на них, думая уже не об искусстве. Это тонкая грань, которую эти люди никогда не переступали и не намерены переступать.
2 ВЕРСИЯ
Яркие ребята, по настоящему культовый коллектив, каким бы затасканным не выглядело это слово. О них говорят - краеугольный камень нью-йоркского хардкора. Их название - Mobb Deep - напоминает хулиганское словечко "моб", повергающее большинство юных рэпперков в панический ужас. Заокеанских рэпперов вряд ли можно застращать псевдопатриотами, такие персонажи как Prodigy и Havoc сами напугают любого хранителя чистоты белой расы. Эти парни негромко и размеренно пообещают устроить вам ад на земле и наглядно продемонстрировать, что такое убийственная музыка.
Как создавался стиль
Prodigy и Havoc встретились в стенах престижной школы искусств в Манхэттене. Надо думать, тупым упырькам-отморозкам в художественной школе места не нашлось бы. Так что обойдемся без штампов об ограниченности и поголовной криминальности чернокожих рэпперов. Пи и Хэв вне рамок этого клише.Первая половина 90-х была странным временем для Америки. Пока отцы праздновали победу в холодной войне, их дети пребывали в жестокой депрессии. И если белые подростки убивались героином под рычание гранджа, то их черные сверстники предпочитали крэк и мрачнейший рэп. Альбом Mobb Deep "Juvenile Hell" был одним из первых, уловивших это настроение отчаяния и опустошенности. Отточненный стиль, приобретенный группой в середине 90-х еще не просматривается, порой, порой были не лады с темпом, но общие очертания будущего Mobb Deep уже прорисовываются. Родной район Квинсбридж щедро дарил идеи, Пи и Хэв воплощали их в стихи, от которых наиболее впечатлительным слушателям становилось не по себе. Молодые дарования попали под опеку квинсбриджских товарищей по оружию - тех, кто постарше. В числе опекунов был, кстати и Large Professor, немало сделавший для продвижения Квинсбриджа - в успехе первого альбома Nas`a есть немалая доля заслуг этого человека. Результат их труда в 1993 был издан лейблом 4th & Broadway и имел, скажем так, локальный успех. Расшифровывая - почти никаких денег и крайне мало внимания слушателей. Ничего удивительного, учитывая юношескую незрелость материала и малые возможности лейбла. Так что большой удачей следует признать последовавшее подписание контракта с ныне легендарной звукозаписывающей компанией Loud, сделавшей имя на альбомах Wu-Tang, а в те годы совершавшей первые шаги в рэп-бизнесе. Большой удачей для Mobb Deep, получивших с подачи Loud широкую известность, и большой удачей для лейбла - ведь последующие альбомыотменно продавались. Выгода была обоюдной.
Стопроцентная чернуха
В 1995 году Mobb Deep выпустили феноменальный альбом "Infamous". На этот раз они самостоятельно написали всю музыку для диска, за исключением пары треков, продакшн которых - дело рук Q-Tip из A Tribe Called Quest (кстати, годом раньше он поработал с легендарным дебютом Nas-a, альбомом "Illmatic"; похоже, парень отличается хорошим вкусом и участвует только в проектах, которым суждено "менять стиль"). Infamous" оказался одним из самых реалистичных гангста-альбомов. Жесткие страшилки про окружающие неприятности - мусора, злобные подонки из квартала… Натуралистично воспроизведенная враждебная атмосфера Квинсбриджа, где каждый квартал - зона боевых действий. Только дегтярно-густые темные тона, мрачная музыка и душераздирающие истории с улиц родного района. Практически как в песне - "В черном-черном городе черными ночами/ неотложки черные с черными врачами…" - стопроцентная чернуха!!! Размеренная читка Продиджи и Хэвока - негромкая и почти без интонирования стала их отличительным знаком. В сочетании с четко выраженным ритмом (благодаря "торчащим" барабанам) и минимумом инструментов, она оказывала гипнотическим воздействие. Хит "Shook Ones, Pt.2" получил статус настоящего манифеста своего времени. Обреченность и отчаяние запутавшегося поколения: "Sometimes I wonder do I deserve to live/or am I going to burn in hell for all the things I did".
Золотой век
Чем дальше, тем больше начинаешь разделять веру китайцев в золотой век, уже существовавший на земле, от которого с каждым годом жизни человечество непреклонно отдаляется. Ну, как быть с тем фактом, что все великие хип-хоп-альбомы уже записаны и остаются непревзойденными? Так было со многими, так было и с Mobb Deep, потому что "Infamous" был безоговорочно лучшим, а дальше все-таки постепенно шел спад. Не явно выраженный, но все же… В 1996 году фэны Mobb Deep, а их было немало, выстроились в очереди за новым релизом королей Квинсбриджа. Благодаря их усилиям, альбом под названием "Hell on Earth" взобрался на 6 место в чарте Биллборда - в общем чарте, где их продажи сравнивали с разными майклами джексонами и мадоннами. Результат впечатляющий. Впрочем, после успеха "Infamous" иначе и быть не могло. Продиджи и Хэвок продолжали нагнетать мрачняк, рассказывая об усталости от "такой жизни" и о превращении рэпа в кровавый спорт. Для пущей коммерческой привлекательности были записаны треки с Nas`ом (собратом по району), Method Man`ом и Raekwon`ом (единомышленникам по хардкор-стилистике). Следующего альбома пришлось ждать долго - пауза была взята на три года. Не все было ладно: дата релиза неоднократно переносилась, затем рабочая версия диска с тремя десятками треков попала в руки пиратов. Поклонников Mobb Deep не смутило низкое качество звучания, и бутлег начал стремительно распространяться по Штатам. Тут уже пришлось торопиться и скорее выпускать "Murda Muzik" в продажу. И несмотря на все усилия пиратов, диск достиг третьего места в чартах и принес дуэту "платину". Хит "Quiet Storm" с этого альбома считается одним из программных треков Mobb Deep, отлично звучит "It's Mine" с участием Nas. Несмотря на то, что продюсерские способности Хэвока на "Murda Muzik" достойны самой высокой оценки, этот релиз стал первым, где Mobb Deep начинает активно обращаться к помощи сторонних битмейкеров. Тем не менее, это не мешает им сохранять свое фирменное звучание - строгий бит Mobb Deep к тому времени уже стал торговой маркой. От которой они играючи отказались на следующем диске.
Свободные агенты
Вышедший в 2001 диск "Infamy" шокировал поклонников дуэта. Это был совсем не Mobb Deep. Куда-то исчезает смертоносный реализм, звучание становится мягче, а главный хит альбома - мелодичная баллада "Hey Luv (Anything)" с участием соул-квартета 112, известного по работе с артистами лейбла Bad Boy - "предательство Родины". Все это называлось расширением аудитории, на самом деле - смена ориентиров в творчестве, подгонка под более актуальный формат. Если вы присмотритесь внимательно к хардкор-сцене, то поймете, что не одни Mobb Deep поступили так. Дуэт квинсбриджских душегубов оказался в числе первых хардкор-ренегатов. Еще один интересный факт - удивительная терпимость, проявленная участниками Mobb Deep в отношении Jay-Z. Бруклинский рэппер смешал их с грязью в треке "Takeover", обнародованном незадолго до релиза "Infamy". Раньше Пи и Хэв уже попадали в подобные ситуации и всегда давали достойный ответ, даже 2Pac получил свое в треке "Drop a Gem on 'Em" с альбома "Hell on Earth". А тут - смолчали... Незадолго после выхода "Infamy", прекратил свое существование лейбл Loud и группа осталась, как говорят в спорте, свободным агентом. Те, кто интересуются к примеру баскетболом знают, что свободным агентом хорошо быть, когда ты молод, полон сил и только что стал MVP регулярного чемпионата. Тогда тебя возьмут в осаду агенты всех ведущих клубов (в нашем случае - лейблов) и завалят многообещающими предложениями. Но если твои достижения в прошлом, а годы близки к пенсионным - открываются совсем иные горизонты… В 2003 Mobb Deep замутили издание микстейпа, в котором и провозгласили себя свободными агентами: "Free Agents (The Murda Mixtape)". Диск содержал почти четыре десятка треков и обнадеживал перспективой возвращения на брошенные позиции. Но этим надеждам не суждено было оправдаться, да и два раз в одну и ту же воду не войти. По крайней мере, из заявлений участников группы, сделанных перед выходом альбома, следовало, что группа стремится всячески расширять свою аудиторию. Что следует понимать как, "мы хотим нормально зарабатывать". Естественное желание, кто ж не хочет.
На смерть хардкора…
Альбом "Amerikaz Nightmare" появился в продаже 10 августа 2004 года. Известно, что на новом релизе главную часть продакшна составляют биты Хэвока. Кроме того, присутствует Alchemist, без которого не обходится ни один альбом Mobb Deepначиная с "Murda Muzik". А также люди, с которыми сегодня принято считаться - крутые перцы Lil` Jon и Kanye West. В качестве гостей на треках "Американского кошмара" засветятся Jadakiss, Nate Dogg, Lil Jon и Twista. Уже сейчас обозреватели предсказываеют мега-продажи (в первую же неделю продано около 150 тыс. экземпляров диска). Времена меняются - Ghostface и Method пишут веселенькие песенки с Missy Elliott, Mobb Deep сотрудничает с Lil Jon и Twista... Осталось увидеть в списке участников следующего альбома Wu-Tang каких-нибудь Usher`a и Chingy. И тогда гроб с нью-йоркским хардкором можно заколачивать гвоздями и опускать на положенную глубину в 6 футов. Mobb Deep Биография - История Группы