Когда-то Dizzee знали под именем Dylan Mills. Безотцовщина и малолетний преступник, из той категории, что принято называть «трудными детьми». Помнится, в моей нормальной советской школе подобных не вписывающихся в рамки было принято списывать в специальные классы коррекции – дабы не разлагали личным примером неиспорченных деток. Как правило, подобные отроки ясно представляют, куда их занесет кривая, поэтому осознанно становятся на скользкий путь, вскоре пополняя армию уголовников. Дилану повезло – он жил не в Советском Союзе. Педагогически более подкованные учителя школы в Ист-Лондоне (аналог московского Новокосино, пробуждающего в памяти строки шансона Сергея Шнурова «…дома как коробки/ хочешь жить – набивай кулаки») увлекли трудного подростка такой вещью, как электронная музыка. Проводя свободное время у школьного компьютера, Дилан не по годам быстро постигал азы написания электронной музыки. От первых экспериментов в стиле 2step/garage, он пришел к рэпу – весьма необычному. Атипичный хип-хоп, отвергший каноны американского олдскула и повернувшийся лицом к британской электронике получил от газетчиков название grime. «С самого начала я никогда не говорил, что сочиняю grime. Я делаю разные вещи. И нравится вам это или нет, но я никогда не помещаю себя в рамки какого-то одного жанра. Это слишком скучно».
Гангста-рэп с британскими корнями полюбился публике. В прошлом остались мелкие кражи и движения с лондонской шпаной, хотя кличка Rascal (то есть воришка, жулик) приклеилась к нему намертво. После них (вместо них или вместе с ними – сейчас уже и не выяснить) была уличная команда Roll Deep Crew. Оттуда вышло немало достойных – например, еще один талантливый британец Wiley, который пашет одно с Dizzee поле. Свой стиль Wiley называет eski (от «эскимо»), и это очень похоже на то, что делает Dizzee.
«Я не думаю, что каждый, кто пишет музыку, должен придумывать ей свое специфическое название. Так мы растащим весь хип-хоп на субкультуры. Eski – так Wiley называет то, что он делает» – говорит Diz о бывшем вожаке Roll Deep Crew. Поговаривали, что Wiley многому научил Dizzee Rascal`a. Сам Dizzee опровергает: «Не думаю, что Wiley оказал на меня такое влияние, как об этом говорят. Хотя мы делаем похожую музыку, с такими, знаете ли, сверхнизкими басами. Wiley не причисляет себя к хип-хопу, он называет свой стиль eski – но почему я должен поступать также?»
Летом 2003-го года на свет появился промо-тираж сингла «I Luv U». Клубы зашлись в танце, критики писались кипятком. 18-тилетний подонок, привыкший к компании районной шпаны, неожиданно попал в зону пристального внимания прессы, разглядевшей под непрезентабельной личиной МС-новатора и незаурядного музыканта. Dizzee Rascal оказался личностью, здорово встряхнувшей английский хип-хоп. Им занялся лейбл XL, раскрутивший когда-то легендарных The Prodigy. В том же 2003 году Diz записал знаковый для своего времени альбом «Boy In The Corner». Есть выражение – уйти по-английски, не попрощавшись. Dizzee Rascal пришел в хип-хоп по английски. Без приглашения.
«Наша индустрия, наши радиостанции не привыкли видеть таланты в Англии. Все смотрят в сторону Америки. Позволяют им приходить сюда и делать все что вздумается. Так происходит не только с рэпом – и в других жанрах артисты гонятся за Америкой. Посмотрите на Францию – они сильны, они независимы, они делают то, что считают нужным. На французском радио есть правило, которое требует, чтобы 60 процентов выходящей в эфир музыки была французской. Это очень правильная вешь».
Тем не менее, даже в его типично английском саунде, американский рэп оставил свой след. Вряд ли это мог быть Нью-Йорк с его строгостью и монотонностью. Скорее это южный рэп – не зря Diz называет в числе своих фаворитов продюсеров Mannie Fresh из Cash Money и DJ Paul из Three 6 Mafia.
«Когда я начинал слушать хип-хоп, это был westcoast», - вспоминает он. – «Я по уши погрузился в творчество 2рас. Первым, кто меня покорил на восточном побережье, стал Jay-Z. Но Lil` Jon, Three 6 Mafia и все их южные соратники – это со мной навсегда. На некоторые треки которые я написал, они здорово повлияли. Мне нравится UGK. Короче, я фан Юга». Как выясняется, эта любовь взаимна. В числе знаменитостей фан-клуба Dizzee Rascal`a состоят Bun B из UGK и Andre 3000 из Outkast(«Представляешь, он на самом деле меня слушал! Ему очень нравится «Sittin` Here»). Отвязанный фрик из Outkast звонил Диззи по телефону, чтобы засвидетельствовать свое уважение. Это не единственный знак признания заслуг Dizzee. Он ездил в тур вместе с Jay-Z и принял деятельное участие в треке «Lucky Star» у весьма одаренных электронщиков Basement Juxx. Юнца засыпали титулами, призами и номинациями. Даже американский журнал The Source назвал его в числе пяти лучших иностранных (то есть неамериканских) рэпперов 2004 года.
Но популярность - это всегда медаль с двумя сторонами. Многие в Англии ненавидят Dizzee. Он комментирует это очень сдержанно. «Это просто страх. Некоторые люди не понимают моей музыки, им нужны только Jehst, Klashnekov и Task Force – говорю без какой-либо неприязни к этим артистам. Но я слишком сильно от них отличаюсь. А их поклонники спрятали голову в песок и твердят как заклинание: Diz – это не хип-хоп».
Второй альбом «Showtime» вышел на XL Recordings осенью 2004 года. Ему предшествовали многочисленные слухи об американизации саунда. Прекрасно зная о намерении Dizzee утвердиться в Америке, критики заранее предрекли, что индивидуальность будет принесена в жертву тренду. Опасения оказались излишними – самобытность никуда не делась. Видимо дело в том, что талант – это такая вещь, которую не продать и не спрятать.
В 2007 свет увидел новый альбом Диззи - «Maths+English»